Любовь завоевывается только любовью

6/09/2011, No Comment

Письмо XXIX, св. Екатерины Сиенской супруге Бернабо Висконти*

Почтенная матушка в Иисусе Христе. Я, Екатерина, слуга и слуга слуг Иисуса Христа, пишу к тебе в драгоценной Крови Его, желая от всей души увидеть тебя в одеянии пламенной любви. Тогда ты станешь посредницей, которая примирит своего мужа с Христом, сладостным Иисусом, а также с Его наместником, помазанником на земле. Потому что если будет в тебе, госпожа, добродетель любви, то невозможно, что бы твой муж не почувствовал ее тепла. Первая Истина хочет, чтобы вы двое были одним духом, соединенные чувством и святой жаждой. А это было бы невозможным, если бы не было в вас любви.

Если бы ты мне сказала, почтенная матушка: «Нет во мне любви, а так как без любви я не могу ничего сделать, то каким способом должна ее приобрести?». А я тебе говорю, что любовь не завоевывается иначе, как только любовью. Поэтому тот, кто хочет быть любим, должен сначала полюбить сам, что значит должен иметь волю любви. А когда почувствует эту волю, то должен открыть свое око познания и осмотреться, где и как найти любовь. Найдет ее в самом себе. Как? Познавая то, что он есть тем, которым не есть, потому что видит, что не существует он сам из себя, но видит и познает, что от Бога имеет свое существование, а также всевозможные благодати, духовные и материальные дары, которые получил в этой жизни. Потому что если бы мы не существовали, то не могли бы получать благодати. Каждой вещью мы владеем благодаря непередаваемой доброте и любви Бога. Когда душа найдет и увидит такую великую доброту своего Творца, тотчас же возрастет в любви и в желании, возносясь над миром и его удовольствиями, которыми она пренебрегает. И я абсолютно этому не удивляюсь. Потому что таким является закон любви, что когда творение увидит, что оно любимо, то тотчас же начинает любить, и выбирает скорее смерть, чем оскорбление возлюбленного. Когда душа увидит, как сильно она любима, то питается огнем любви, открывая для себя одновременно, что была она той землей и той скалой, в которую было вбито знамя пресвятого креста. Но ты же хорошо знаешь, почтенная матушка, что если бы не любовь, то не удержала бы креста ни земля, ни скала, и Слова Единородного Сына Божьего не удержали бы на кресте гвозди, если бы не прибила Его к ним любовь. А поэтому любовь Бога к нашей душе была той скалой, которая держала крест и была теми гвоздями, которые Христа прибили и прикрепили ко кресту.

Поэтому таким есть способ достижения любви. Если мы нашли место, где находится любовь, то спросим себя теперь, каким способом мы должны любить. О, почтеннейшая и любимая матушка, Бог является нашим правилом и нашей дорогой, и мы не имеем другой дороги, кроме той, которую указал нам Бог. Этой дорогой мы должны следовать, если хотим идти к свету и заполучить благодати. Эта дорога наполнена страданиями, оскорблениями, поношениями, подлостью и преследованиями. Благодаря всем этим испытаниям мы приближаемся ко Христу Распятому. Он был тем чистым Агнцем, который пренебрег богатствами и властью этого мира. Хотя Он является Богом и Человеком, хотя Он является правилом и дорогой, то учит нас, что нужно соблюдать закон, а не нарушать его. Он был таким смиренным и тихим, что никто не слышал Его крика или жалобы. Он открыл Самого Себя на изобилие любви. Христос так жаждал нашего спасения, что наши души стали его пищей, которую Он принимал с огромным наслаждением**. Он не искал и не видел Себя, лишь только славу Отца и добро творений. Он не только не пренебрегал страданиями, но и сам их искал. Великое это дело, матушка, увидеть сладостного и доброго Иисуса, который является властелином и пастырем всего мира, а притом всем Он сам пребывает в такой нищете и нужде, как никто в мире. Он был так нищ, что Мария не имела даже кусок ткани, чтобы Его накрыть. Под конец умер на кресте, обнаженный для того, чтобы одеть человека и прикрыть его наготу. А человек был на самом деле нагим, потому как, согрешив, лишился покрова благодати. Поэтому Христос совлёк с себя самого одеяние жизни, чтобы нас в него одеть. Если душа найдет любовь во Христе Распятом, то будет стыдиться подражать Ему иным способом, чем тот, какой Он сам указал; душа уже не будет жаждать наслаждения, высоких должностей, роскоши, но будет хотеть стать паломником и скитальцем в этой жизни, ожидая ее конца. Если человек является хорошим паломником, то не прерывает своего путешествия ради развлечений, успехов или же трудностей, что встречаются на дороге, но душа умело идет с любовью и привязанностью к цели, которую хочет достичь.

Любезная моя матушка и сестра во Христе, сладостном Иисусе, я хочу, что бы ты именно так поступала. Я не хочу, чтобы ты привязывалась к приобретенным владениям*** и большим богатствам, которыми владеешь. Я не хочу, что бы ты обращала свое внимание на наслаждении или же препятствия и хлопоты, которые видишь перед собой. Пусть тебя не удерживают ни препятствия, ни страдания, но беги с мужественным сердцем указанной тебе дорогой, наслаждаясь добродетелью и перенося страдания ради Христа Распятого, который нас этому научил. Принимай вещи этого мира как натуральную необходимость, а не связывайся с ними неупорядоченным чувством. Богу было бы очень горько, если бы ты возлюбила вещи, которые ниже тебя, потому как это означало бы утерю достоинства. Потому что творение такое, какую вещь оно любит. Поэтому если люблю грех, а грех является тем, чего нет, то и я стаю ничем. А трудно себе вообразить большую нищету души. Потому что грех не происходит из чего-либо иного, как из ненависти к тому, что любит Бог. Любя чувственной любовью, преходящие вещи этого мира и себя самих мы обижаем Бога, потому что делаем то, что Он ненавидит. Ему, по этой причине, так больно, что Он сам на своем теле оказывает несправедливость и совершает месть. Вот Бог сам стал наковальней, на которой ковал наши беззакония. Что же это за нищета и слепота творения! Оно же знает, что было сотворено по образу и подобию Бога, а затем возвращено в состояние благодати, которую утеряло вследствие смертельного греха. Благодаря изобильно пролитой Крови Христа было обновлено подобие человека Богу. Но творение так ослеплено, что оставляет чувство дружбы и любви, которое сделало его великим, потому что уподобило его Богу, и начинает любить вещи, которые находятся вне Бога, то есть любит вещи, сотворенные творениями без Бога, черпая любовь и привязанность из себя самого, а не из Бога. Но на наказание и мщение заслуживают не силы, не удовольствия мира сего или творения, а чувство, какими их одаривает человеческая особа, выступая против любви Бога и Его заповедей****.

Совершенно иначе происходит, когда любовь и привязанность человека сосредотачивается исключительно на Христе Распятом. Тогда человек достигает наивысшего достоинства, которое возможно достичь, потому как становится одним со своим Творцом. А чего же можно достичь более великого, чем соединение с тем, который является всяческим благом? Этого единения и достоинства человек не может самому себе приписать, только лишь любви. Прислуга, которую князь взял в жены, соединяется с ним и становится княжной, но звание она получает не благодаря себе самой, потому что является прислугой, но благодаря участию в достоинстве князя. Всегда помни о том, дорогая матушка во Христе, сладком Иисусе, что душа влюбленная в Бога является прислугой и рабой, которая была искуплена Кровью Сына Божьего. Она доходит до великого достоинства и не может уже называться прислугой, но княжной, возлюбленной Великого Князя. Это подтверждает Первая Истина, говоря: служить Богу это господствовать. Потому что Он освобождает от греха и возвращает свободу. Совершенное единение с Богом имеет большую силу, потому что благодаря единению творения с Творцом, благодаря единению добродетелей и любви усовершенствуется первичное достоинство бытия, которое оно имело в момент сотворения. Благодаря этому единению творение совлекает с себя ветхого человека, то есть - себя самого, облекаясь во Христа, сладостного Иисуса. Тотчас же душа становится готова к принятию и сохранению благодати, благодаря которой она может вкушать Бога, уже в этой жизни на земле, а затем удостоится вечного созерцания Бога, который дает мир, облегчение и утешение, потому что исполнятся все человеческие желания. Человек не может вкусить мир в этой жизни, потому что пока не соединится с Божьей Сущностью, его желания остаются не успокоенными. Пока человек путешественник и паломник в этом мире, беспокоят его голод и жажда: голод достижения цели и конца своей жизни, а также жажда идти всегда прямой дорогой. Эта жажда говорит ему идти дорогой указанной Христом Распятым, так как я уже прежде об этом сказала. Но так как человек не любит цель, то не имеет охоты бежать этой дорогой и теряется.

Поэтому я хочу, дорогая матушка, что бы увеличивалось в тебе святое и истинное желание идти дорогой, которая ведет к твоей цели. Знай то, что эта дорога не погружена ни во тьме, ни во мгле, и в целом она не терниста, но освещена истинным светом. Эту дорогу определил своей Кровью Иисус Христос, который и есть Светом. На этой дороге нет терний, но много благоухающих цветов и приятных, нежных плодов. Поэтому, когда творение начнет идти этой милой дорогой, то ощутит такое блаженство, что скорее бы выбрало смерть, чем сошло бы с нее. Хотя иногда и встречаются тернии, которые являются терниями различных горестей и искушений сатаны, хотя мир и выходит напротив с напыщенной гордыней, то все равно, говорю тебе, госпожа, душа испытывает блаженство на этой дороге и не заботится ни о чем другом. Так как тот, кто идет к розарию и срывает розы, оставляя шипы, так же и душа оставляет шипы огорчений и терзаний этого мира, и срывает благоухающую розу истинного и святого терпения, ставя перед своими глазами познание Крови Агнца, который отдавая жизнь, дал начало этой дороге. Поэтому беги, матушка, бежим вместе мы, верные христиане, имея перед глазами эту Кровь, бежим вслед за ее запахом. Тогда мы будем на самом деле упоены этой Кровью; пламенея и сгорая в сладкой любви Бога, становясь одним целым в Нем. Мы будем себя чувствовать, как пьяный человек, который не мыслит о себе, но о вине, которого уже испробовал и которое еще осталось. Упейся, матушка, Кровью Распятого, а когда Он стоит перед тобою, не умирай от жажды, не набирай Ее понемногу, но пей много, чтобы так Нею упилась, что б потерять саму себя. Не люби себя ради самой себя, но для Бога; не люби творения ради творения, но для славы и прославления Бога. Не люби Бога для себя, то есть для собственной выгоды, но Бога ради Него самого, потому что Он является наивысшим Благом, достойным любви. Когда так полюбишь, то твоя любовь будет совершенна, а не продажна. Ты не сможешь думать ни о чем ином, как только о Христе Распятом, об испитом вине, то есть о совершенной любви, которую дал тебе Бог и указал ее еще перед сотворением мира, любя тебя прежде твоего существования. Потому что, если бы Он не любил тебя, то не сотворил бы тебя. Но любовь, которой Он полюбил тебя, когда увидел тебя в Себе, побудила Его к тому, чтобы призвать тебя к существованию. Пусть эта любовь разбудит твои чувства и вдохновения мысли. А я права, когда говорю, что ты будешь думать только о то, что можно выпить, ожидая с тоскою минуты, когда испробуешь наибольшей, извечной красоты Бога. Таким способом мы нашли место, где отдыхает любовь и где душа ее достигает. Сейчас, когда ты уже знаешь, госпожа, где обитает любовь, ты должна ее взять.

Почтеннейшая матушка, умоляю тебя, во имя любви Иисуса Распятого, не будь нерадивой, но ревностно стремись к любви указанной перед этим дорогой. Тогда ты исполнишь желание и волю Бога, который не ищет и не желает для тебя ничего иного, как только твоего освящения. Тогда ты исполнишь также и мое желание, потому что я, бедная несчастная, наполненная грехами и несправедливостью, постоянно жажду и хочу твоего спасения. Так же я хочу, что бы ты была посредником для твоего мужа и направила его на путь истины и добродетелей. Увлекай его и проси, как только можешь, что бы он был истинным сыном и слугою Христа Распятого, и что бы был послушен Святому Отцу, который замещает Христа, и чтобы он не бунтовал более против него.

Дорогие мои матушка и отец, будьте одной волей и одним духом. Не ожидайте времени, потому как время вас не ждет. Оглядитесь и увидите, что над вами всегда присутствует взгляд Бога, перед которым никто не может скрыться. Он является хорошим Богом и не нуждается в вас, но Он любил вас до того, когда вы Его полюбили, Он отдал Самого Себя из любви, а не по принуждению. Я не хочу, чтобы вы оказались неблагодарными за такое великое благодеяние. Благодарностью ответьте на благодать и милосердие Духа Святого. Прошу вас, воспитывайте детей в Божьем страхе. Не заботьтесь об их телах, а о спасении их душ. Знайте, что об этом в последний день Бог с вас спросит.

Извини меня, дорогая матушка, если из-за моей нищеты мои слова были для тебя тяжелы, но я так сильно жажду твоего спасения, что охотно бы бросила слова, и начала действовать.

Прибыл ко мне твой верный слуга и передал мне устно твое послание, которое я приняла с благодарностью… (эта часть письма отсутствует).

Иисус сладостный, Иисус возлюбленный.

Зима 1373-1374

* Беатриче из рода делла Скала, который правил в Вероне, вышла замуж за Бернабо в 1350 году. Была весьма красивой, амбициозной и отважной женщиной. Имела большое влияние на мужа, который не отличался супружеской верностью, но был очень привязан к своей супруге. У них было семнадцать детей, в том числе одиннадцать дочерей, которых выдали замуж за властителей многих европейских стран. От родового имени Беатриче взял свое название миланский театр, построенный в том месте, где находился построенная Беатриче церковь Санта-Мария-делла-Скала.

** В итальянском оригинале Христос назван mangiatore и gustatore; дословно «пожирает» души, наслаждается их вкусом, поскольку так сильно жаждет их спасения.

*** Бернабо на протяжении своего правления постоянно расширял территории своего герцогства, и жена это приветствовала.

**** Это предложение свидетельствует о том, что Екатерина Сиенская не осуждала все, что преходящее, материальное, но – чрезмерную привязанность к временным благам, а также их злоупотребление, ведущее к отступничеству от Бога. Никакая вещь сама в себе не является злом, но, если ее неправильно любят, она становится препятствием в стремлении к Богу.

Перевод: Ирина Островская OPs

No Comment

Отправить комментарий